Вы помните притчу про слепых, ощупывающих слона и спорящих о том, что же такое “слон”?
Наши замечательные и удивительные, высокопрофессиональные и облечённые доверием, поставленные во главу больших государственных структур и регуляторов, где только не учившиеся и повсюду поднимавшие экономику руководители регулярно теряют зрение и радостно ощупывают подсунутую им слоном часть организма.
Как любил говорить наш бывший премьер-министр - “хотели как лучше, а получилось как всегда”. Давайте посмотрим, что может получиться в умелых руках из здравой, в общем-то идеи заменить государственное лицензирование саморегулированием вовлечённых в каждую отдельную отрасль.
Берём один отдельно взятый свечной заводик, мечтающий о монополизации своей части рынка, то есть говоря прямо, продавать свои свечки всем епархиям РПЦ, а так же всем костёлам и мечетям. А если получится, то и синагогам. Поскольку у этого заводика какое-то время некоторые епархии свечки уже покупают, вокруг него сложилась своего рода секта “любителей” и верных почитателей. Почему, как и на каких принципах сложилась и держится эта привязанность, останется за рамками настоящей статьи, ибо это и не важно. А важно то, что есть немало тех, кому продукция этого именно заводика не пришлась, не нравится, да и, как упомянутым мечетям, не нужна вовсе.
И что делает наш заводик после появления такого образования как СРО? Поскольку прав и веса у этого объединения получается побольше, чем у обычного ООО или как ещё этот заводик зарегистрирован, то возникает желание использовать предоставляющуюся возможность и трансформировать по сути коммерческую и не любимую госорганими по определению, организацию в уважаемое общественное объединение. В общем собирает заводик всех своих адептов и долго и упорно рассказывает им сказки, как замечательно они все заживут, если объединятся, немножко скинутся деньгами и заводик будет их всех саморегулировать. А взамен вот прямо в ближайшей перспективе они весь рынок под себя подомнут. Так как сначала они напишут стандартик на свечки таким образом, что ни один другой заводик просто не сможет варить продукцию по новому ГОСТу, а поскольку конкурирующая продукция исчезнет, то все адепты получат права на торговлю на поляне единоверцев и не только. А тех, кому свечки и не нужны вовсе, всё равно обяжут, протащив через орган по аккредитации прямое требование отправлять религиозные надобности только при должным образом сертифицированных свечах.
Надо понимать, что только написание стандартика под свой заводик ни в коей мере не гарантирует от того, что конкурент не исхитрится “подогнать” свои свечки под “чужой” стандарт. Для купирования этой, прямо скажем существенной, угрозы, в наших условиях облегчённой добычи сертификатов, не хватает ещё одного шага. Надо создать свою собственную систему сертификации свечек. И под неё открыть целую испытательную лабораторию.
Вот здесь и начинается история про слепых. В тот замечательный момент, когда учредительное собрание заводика с его адептами состоялось, один из госчиновников, принимающий увесистый пакет документов, ощупал его, как правую переднюю ногу и, естественно не заметил, что все “пайщики” новообразованного СРО являются лицами аффилированными и зависимыми. И не смотря на то, что СРО назвалось “Ассоциацией производителей и поставщиков свечей и других культовых продуктов”, производитель в списке пайщиков один, а из остальных, числящихся продавцами, у части адреса электронной почты почему-то находятся на одном и том же домене, видимо случайно совпадающим с именем сайта заводика. Видимо сказалась слепота, а при ощупывании занесённого пакета (ну конечно же с документами, а Вы о чём подумали?) эти мелочи не были заметны.
Теперь мы перемещаемся к левой задней ноге. Так как слона, простите СРО, родили, то пришла пора дать ему возможность стандарт писать. Но в замечательной государственной организации, выпускающей Государственные стандарты, этим уже много лет занималось такое формирование, так “Технический Комитет”, в области аккредитации которого свечки во всём их разнообразии и находились. Для исторической справедливости следует припомнить, что наш свечной заводик одно время в этот самый ТК входил. Но, поскольку его стремление подмять всё и всех под себя не встречало понимания у остальных членов ТК, среди которых наблюдались и конкуренты, и органы по сертификации и даже свечкоиспытательные лаборатории, заводик на всех обиделся и хлопнул дверью. Перед этим он пытался подмазать (благо продукция позволяет) недовольных и перетянуть весь ТК на себя, но то ли смазка была неподходящего качества, то ли среди членов ТК нашлись зрячие и те, что за державу болеют, но номер с приватизацией ТК не прошёл.
В общем пошло СРО в Росстандарт с новым пакетом на ощупывание. Сказка там была рассказана такая, что его свечки совсем не такие, как у существующего ТК, стандарты они будут писать быстрее и больше, так как продукция инновационная и нанотехнологичная да и старый ТК уже не ТК, а гнездо консерватизма и целый иностранный агент. Песни были услышаны, пакет ощупан, затея одобрена. А поскольку второй ТК про те же, даже если и другие, свечки создать буква закона не позволяла, хорошо юридически подкованный росстандартовский чиновник придумал создать не обычный технический комитет, а проектно-технический. И сделать это можно было только абсолютно слепому, который не мог спросить Гугл или Яндекс про аффилируемость и зависимость предложенных участников ПТК, а их список удивительным образом состоял из самого СРО и всех его пайщиков по отдельности. То есть в группу товарищей, облечённых доверием государства руками незрячего чиновника, писать государственные стандарты вошёл сам заводик, пара его собственных сбытовых подразделений, затем СРО, состоящее из него и его же адептов, членов сбытовой сети и всё. Никаких ранее аккредитованных лабораторий, центров по сертификации или, что вообще крамола чистой воды, конкурирующих производителей свечек, даже медицинской направленности, в ПТК не оказалось. Конечно, по заветам Чичикова, несколько мёртвых душ, из числа силовых структур с 3-х буквенными наименованиями туда записали, но это тоже на ощупь не было заметно.
Для большего погружения в тему всеобщей слепоты следует упомянуть ещё один нюанс. Все написанные Техническими Комитетами стандарты должны в обязательном порядке проходить техническую экспертизу в специализированных государственных же НИИ. Причём по профилю именно этих НИИ. То есть лампочками электрическими и всем, что с ними связано, занимается один НИИ, а по свечкам и много чему ещё специализируется совсем другой НИИ. В нашей истории получилось занимательно, так как “свечной” НИИ, прекрасно знавший как сам заводик, так и его “писателей”, то ли отказался от “обслуживания” свежеиспечённого ПТК, то ли в “центре” прекрасно про это знали и в итоге приписали новый ПТК к НИИ, специализирующийся на рыбе. Все удивились, ничего не поняли, даже рыбный НИИ. Но вдруг на ощупанной ноге чиновник обнаружил следы рыбьего жира? Или может просто слона накануне не в том вольере кормили….
А теперь мы переместимся к левой передней ноге. Тем временем те же пайщики из числа СРО учредителей втянулись в процесс учредительства и учредили или научредительствовали “Автономный Некоммерческий Центр по сертификации свечек”. И понесли очередной пакет в Росаккредитацию. Надо же ведь свою лабораторию наделить всеми правами и возможностями, как и государственную. Как не сложно догадаться, в этом ведомстве тоже нашлись внезапно ослепшие чиновники. Не заметили они того, что эта лаборатория никогда ничего, кроме продукции учредившего её заводика не испытывала, что люди везде одни и те же (что на заводике, что в лаборатории) и что задолго до даже подачи заявления на госуслугу по своей аккредитации, вся эта группа товарищей уже вовсю выписывала сертификаты соответствия. Как не сложно догадаться, исключительно продукции своего свечного заводика. По ходу дела выяснилось, что занедорого можно не только купить сертификат соответствия для любой продукции, но и сертифицировать свою собственную систему сертификации. И ей потом самого себя сертифицировать. Такой вот дом, который построил Джек, и реализации всего этого мешало только отсутствие аккредитации лаборатории Росаккредитацией. Но там, на счастье, тоже трудятся сотрудники, по медицинским соображениям не способные воспользоваться поисковыми системами и найти на сайтах пайщиков большие сертификаты, которые аккредитуемая лаборатория уже во всю выдаёт и никакая госуслуга ей мешает.
У нас осталась одна нога, один хвост и ещё целый хобот. Раз уж с ног начали, закроем эту часть балета. Нога правая задняя. В процессе развития всего процесса и приближения к реализации плана глобального доминирования на свечном рынке нашим героям пришлось опять возвращаться в Росстандарт за трансформацией Проектного комитета в полноценный. А то несолидно, у всех нормальных пацанов комитеты из 2-х букв, а у будущего монополиста почему-то из 3х. И понесли они ходатайство-петицию о преобразовании. Причём к этому моменту уже довольно долгое время в стенах уважаемого федерального агентства стоял форменный вой по поводу извергаемых из Проектного комитета проектов стандартов. Не подумайте что от восторга. Они догадались написать ГОСТ на свечки для мечетей и все муссульманские организации уже повсюду петиции за отмену этого, с их точки зрения, кощунства, разбрасывают. Уважаемых людей во всякие присутственные места, неподалёку от Кремля приглашают и увещевают всё это прекратить. Но чиновник в Росстандарте пошёл закалённый. Хотя некоторые, из ранее ощупывавших, место службы сменили, зато новые пошли ещё и на ухо тугие. То есть вой они не слышали, а ту пикантную подробность, что к моменту заявленной трансформации ПТК в ТК системообразующее СРО из госрееста вычеркнули - не увидели. В итоге не только преобразовали, но и область ответственности расширили, подпихнув ещё свечки медицинские и накаливания.
Чтобы далеко не ходить, давайте пощупаем хвост. Он хоть и тонкий, но ближе всех к выхлопу. А что является выхлопом - конечно же финансовый результат. В состоянии перманентного экономического кризиса, когда денег ни у кого нет, но все держатся, единственным источником заказов и, как следствие, окормления, является государство. А вот тут подкрался ещё один сюрприз. Традиционно невидимый. Поскольку мы все стремительно движемся в цифровую экономику, государство весь рыночный хаос пытается отфильтровать, формализовать и каталогизировать. Исключительно для порядка и чтобы чиновники госзакупщики, по слепоте своей не того, что нужно не покупали. Для чего придумано и ведётся туча разнообразных реестров - по продукции, по услугам и ещё бог знает по чему. И вот в рамках гармонизации всего Ростандарт задумал доработать классификатор свечек. Раньше там как было, те свечки, что горят и могут быть причиной пожара, имели в классификаторе под страшным именем ОКПД2 последние цифры =110, а все остальные, то есть безопасные - 119. И между ними ничего не было. Что, кстати, полностью согласовывалось с мировой практикой, где один код (в том числе и в ТН ВЭД, если кто знает, что это такое) - для потенциально опасных, а другой - для всех остальных. Так вот, Росстандарт решил общий 110й код исключить, а взамен ввести 111, 112, 113 и 114. Для православных, католиков, иудеев и мусульман. Ещё 4 цифры остались на вырост, то есть в ожидании, пока свечной заводик освоит производство новой продукции, а карманный ТК под них новые ГОСТы напишет. При чём же здесь госзакупки, Росстандарт и слепота, спросите Вы?
Смотрите, какая картинка вырисовывается. В том случае, если Вы, или кто-либо ещё, пропихнёт заковыристый стандарт, то сколько Вы своих собственных систем добровольной сертификации не создавайте, не пройдёт и полудня, как конкуренты освоят получение сертификатов под это самый ГОСТ. Но сертификат выдаётся не просто на соответствие ГОСТу и на определённое время, но в нём указывается и магический код ОКПД. И лохи, конкуренты, не подозревающие о замене кодов, потратятся на действующую не один год бумагу, которую, после Росстандартовского приказа (в котором тоже никто не увидел действие на пару лет назад), можно будет только на гвоздь вешать. Фокус состоит в том, что в тендерах на госзакупках будут заявлены свечи не с кодом, оканчивающимся на 110, а специальные православные, у которых на конце 111. Причём процесс уже пошёл, на сайте госзакупок новые ОКПД2 уже светятся. Понятно, что ситуация не вечная, конкуренты сориентируются, но маленькая монополия на некоторый промежуток времени уже состоялась.
У где же, наконец слепота? Не известно, что и как ощупывали люди из Росстандарта, но проглядели они один пикантный момент. Те свечки, которые в ОКПД2 заканчивались на 110, были Постановлением Правительства отнесены к продукции, подлежащей обязательной сертификации. А своей лихой заменой кода Росстандарт всю опасную продукцию вывел из-под контроля Правительства РФ. СРО же, в свою очередь не терялось, и заранее начало активно выписывать сертификаты соответствия “обязательному” стандарту на своих добровольных бланках. Остаётся голосом дамы-антипода из Алисы в стране чудес вопросить - “Куда смотрит правительство?”. Это ли не подрыв безопасности государства и у кого хватило смелости (или ещё чего) на такие подвиги? Правда адепты секты любителей продукции свечного заводика в кулуарах рассказывают, что его хозяин обнимается с председателем правительства, а значит ему всё можно. Без комментариев.
Бодрым шагом направляемся к неощупаной части нашего животного. То есть к хоботу, являющемуся самой главной частью исследуемого организма. Обладает это орган чрезвычайной гибкостью и очень напоминает стилистику работы главной же организации, помимо всех прочих важных дел, ведущей реестр выданных сертификатов соответствия. Мы её уже упоминали, это Росаккредитация. В тот момент, когда она прозрела, то увидела, что подконтрольные Росстандарту сертифицирующие органы только что не в подземном переходе торгуют сертификатами на вся и всё. Начав наводить решительной рукой порядок во вверенном королевстве, сам процесс аккредитации центров и лабораторий был решительно изъят из-под, как мы видим, подслеповатого контроля Росстандарта. Лаборатории конечно взвыли, поскольку строить их начали поначалу не по-детски. Пик прозорливости был ознаменован выкладыванем в общий доступ базы всех свеже выдаваемых сертификатов, что дало возможность всему честному люду созерцать все красоты откровенного и неприкрытого хулиганства некоторых лабораторий и органов, которые, как в песне про незримый бой - “кое-где у нас порой…..” Но потом пошёл процесс частичной утраты зрения. Сначала пропала, будто её и не было вовсе, информация о добровольных сертификатах. То есть в тот момент, когда пристыженные “органы” начали вместо обязательных сертификатов выдавать добровольные, госчиновники мгновенно ослепли и в упор не видят того, что добровольные сертификаты выдаются на соответствие обязательным стандартам. Следующая стадия слепоты была достигнута тогда, когда сначала несколько независимых лабораторий провели контрольные испытания продукции, сертифицированной одним, всем хорошо известным участником системы сертификации, и убедились в полном несоответствии бумаги и изделия, и тот же самый, по мнению окружающих участников, совершенно отмороженный орган продолжает выдавать такие же сертификаты на то же самое. Всё это продолжается несколько лет и, при продлении аккредитации этому отмороженному органу, ощупывание чего-то притупляет аккредитующее зрение.
Поскольку публичная демонстрация результатов деятельности руководящих, направляющих и сертифицирующих органов им всем исключительно неудобна, но раз начали и отрапортовали большому начальству о выдающейся открытости и цифровизации, значит надо продолжать и так просто реестр от народа не убрать. Но можно его слегка подослепить. К примеру убрав существенную информацию. Типа на какой класс сертификат был выдан и на каком основании. Что и было исполнено. И с каждой итерацией полезность и осмысленность публикуемой информации стремительно убывает.
Возвращаясь к “получилось как всегда”. Если некоторое время назад основным бичом госуправления было прямое расхищение бюджетных денег на госзакупках, то сейчас построили систему, при которой государство лишилось возможности приобрести необходимую ему качественную продукцию за адекватные деньги. Поскольку тендеры стали для многих, в основном неконкурентоспособных на открытом рынке, компаний главным и основным источником выживания, а для распределяющих бюджетные средства - традиционным источником окормления, технология распила бюджета стала намного более вычурной и требующей достижения договорённостей между заинтересованными сторонами задолго до наступления счастливого момента перечисления средств. Что наносит заведомо больший ущерб безопасности государства и практически обнуляет возможности правоохранительных органов вмешаться и пресечь. Ведь за слепоту не спросишь, порода, размер и тип животного в действующей системе определены быть не могут, да и к моменту совершения, все участвовавшие в схеме уже занимают другие позиции, а за “ошибки” предшественников кто будет отвечать? Пушкин занят.